Блоги

Чему можно научиться, если проанализировать Топ100 треков на Beatport

Чему можно научиться, если проанализировать Топ100 треков на Beatport


Самые лучшие фишки и трюки в производстве музыки, можно узнать не из обучающих видео на YouTube и не на форумах. Необходимо внимательно и активно слушать музыку и анализировать её.

Недавно меня осенила идея - “Нужно загрузить Топ 100 треков из Beatport, проанализировать их, и написать пост!”. Что я и сделал. И вот результат.

В этой статье я публикую, результаты анализа всех треков из Топ 100 на Beatport. Если вы задавались вопросами: «какая самая популярная тональность в EDM?», или «какая должна быть продолжительность техно трека?», то теперь вы найдёте ответ.

Что было сделано

Сам процесс не был сложным, но занял много времени.

1. Купить и скачать музыку

Первое, что надо было сделать - купить и загрузить треки. К сожалению, на Beatport нет кнопки «Купить Топ 100», поэтому, пришлось добавлять всё вручную.

2. Создать электронную таблицу

Пока треки загружались, я сделал базовую электронную таблицу в Google Sheets, чтобы занести в неё все данные.

3. Анализ в Ableton Live

После того, как все треки были импортированы в Ableton Live, я начал вводить данные в электронную таблицу. Сначала, основное - жанр, продолжительность, длина, и т.д. Потом, более уникальные и интересные данные - структура (форма), тональность, содержит ли трек очевидный семпл откуда-либо.

Больше всего времени занял анализ структуры (формы). Конечно, не трудно перетянуть трек в DAW, прослушать его и разметить структуру. Но сделать это потребовалось 100 раз! ...

4. Анализ данных

После того, как все важные данные были собраны, в электронной таблице я провёл между ними связи и сделал их более очевидными и интересными (средние числа, проценты, и т.д.)

Зачем я это делал

Действительно, для чего я потратил кучу денег на покупку и массу времени на прослушивание 100 треков?

Вот несколько причин:

• Для обучения. Любой продюсер, независимо от уровня квалификации, анализируя Топ 100 треков, сможет выудить из этого пару-тройку интересных вещей.

• Узнать, что популярно в данный момент. У меня есть чёткое представление о том, что популярно, но удостовериться в этом и освежить, не помешает.

• Поделиться полученными результатами. Я уверен, что эта статья будет полезна любому продюсеру.

Исходные предположения

План состоял в том, чтобы достоверно узнать, что происходит в EDM. Было два предположения, в которых я был уверен:

1. Future House - самый популярный жанр

2. Минор - самый популярный лад

Что ожидать кроме этого, я не знал.

Самые популярные жанры

Как я и ожидал - ХаусДип-Хаус и Тек-Хаус, оказались самыми популярными стилями. Дип-Хаус вернулся с триумфом, а Техно и Тек-Хаус всегда будут популярны, потому что являются краеугольными камнями жанра и их всегда будут играть в клубах. В то же время, немного удивительно, что именно Тек-Хаус стал самым популярным стилем.

Средняя длина трека на Beatport 5:53

Здесь нет никаких сюрпризов, хотя 5:53 - немного длиннее, чем, я ожидал. Самый длинный трек - 8:23, самый короткий - 3:33.

А вот как различается средняя длина в зависимости от стиля:

Изучение формы

Изучение формы заняло больше всего времени. Анализ формы - немеханический, сложный процесс, требующий вовлечения. Но структура трека - одна из самых интересных тем для исследования, поэтому, время было потрачено не зря.

Как я анализировал форму

Я понимал, что нужно упростить анализ формы, иначе, он займёт слишком много времени. Я разделил каждый трек на сегменты, чтобы разом увидеть общий вид структуры трека.

Обычно, рассматривая структуру трека, мы делим её на: Вступление (Intro)Куплет (Verse), Пред-припев (Pre-Chorus)Припев (Chorus)Бридж (Bridge)Разгон (Buildup), и т.д. Для упрощения, я решил остановиться на трех категориях секций трека или песни:

1. A: Может быть Куплетом, Брейком, альтернативной темой, или общим нарастанием (common build-up)

2. B: Может быть Дропом (drop) или Припевом (chorus) - основной частью

3. C: Бридж (Bridge), Основной Брейкдаун (Breakdown) или часть песни, которая музыкально отличается от основных тем

Обычная форма в поп-музыке, например, может выглядеть так: ABABCB (куплет, припев, куплет, припев, бридж, припев).

8 самых популярных структур

Всего, в Топ 100 Битпорта оказалось 17 разных структур. Две самых популярных структуры: ABAB и BCB

ABAB Большинство мэйнстримных треков с вокалом выстроены таким образом: Интро > Куплет/Брейкдаун > переходящий в мелодичный Припев > затем повторяется Куплет > и снова Припев - это стандарт.

Форма вида BCB распространена в стилях Тек-Хаус и Техно, которые могут начинаться с длинной секции B или Дроп > потом, главный Брейкдаун - C, который разгоняется до > части B снова.

Третья наиболее распространённая форма ABCB, которая ближе, скорее, к традиционной форме в поп музыке. Во многих треках Дип-Хауса используется именно эта структура; они начинаются с 16 тактового Куплета - A, который содержит вокал или семпл  > потом переходит в Дроп - B > основной Брейкдаун - C сильно отличается по музыке и намного длиннее, чем первая часть A

.

Как отличается структура между стилями

Танцевальные треки отличаются по форме. Очевидно, что вокальный Прогрессив-Хаус трек будет сильно отличаться от Техно трека длиной 8 минут, в котором нет мелодии.

Вот как это выглядит:

Примечание: Здесь не включены транс или инди-дэнс/ню-диско из-за того, что в этих стилях мало треков.

Тек-хаус

• 36% используют форму ABCB или BABCB. BABCB встречается чаще

• Самая редкая форма ABABABCB

• Только в одном тек-хаус треке использована популярная форма ABAB

• 55% начинаются с Дропа вместо Брейка/Куплета

Дип-хаус

• 47% используют ABCB или BABAB форму. ABCB встречается чаще

• Самая редкая форма BABABCB

• Только в одном треке использована традиционная поп форма ABABCB

• В двух треках использована популярная форма ABAB

• Треть треков начинаются с Дропа

Хаус

• В 52% треков использована форма ABAB или ABCB. ABAB встречается чаще (на один)

• Самая редкая форма B (трек содержал одну музыкальную идею и развивался в течение долгого времени),

• Только 19% треков начались с Дропа

Прогрессив-хаус

• В 58% треков использована популярную ABAB форма. Вторая по популярности форма BCB используется только в 16% случаев

• Самая редкая форма ABCAB

• Только 16% треков начинаются с Дропа

Электро-хаус

• В 81% треков использована ABAB или BCB форма. BCB чаще

• Самая редкая форма - BACB

• 55% треков начинаются с Дропа

Техно

• В 50% треков использована популярная форма BCB

• Кроме формы BCB, единственная форма, которая использовалась всего несколько раз, была ABAB

• Самая редкая форма B

• 75% треков начинаются с Дропа

Самые популярные тональности

Я предполагал, что Ля минор (A minor) будет самой популярной тональностью и …, оказался прав.

Мажор/Минор

Минорные тональности всегда были самыми популярными в танцевальной музыке, так что это не очень удивительно. На самом деле, я ожидал, что процент будет больше 65%.

5 самых популярных тональностей


BPM - Темп

Пожалуй, наименее полезная часть данных - BPM. У большинства из вас уже есть представление о том, какой диапазон BPM используется в каждом стиле, но, всё же, я проанализировал и этот аспект.

Средний BPM всех 100 треков составляет 124.56.

Другие интересные моменты

Ещё немного интересных данных. Посмотрим на использование семплов, сколько вокалов, процент оригинальной музыки, по сравнению с ремиксами, и есть ли мелодия в Интро. Вот результаты:

• 55% треков очевидно содержат семплы из других треков. Чаще всего, семплы используются в стилях Дип-хаус и Тек-хаус.

• 90% треков - оригинальные миксы

• В 29% треков есть вокалы, чаще всего в Дип-хаусеХаусе и Прогрессив-хаусе

• У 60% треков есть мелодия в первых 32 тактах

Выводы

В результате этого анализа, я узнал несколько вещей:

Во-первых, форма играет большую роль в том, насколько воздействует трек. Особенно, это заметно с Техно - треки, у которых перед первым Дропом есть секция A, создавали ощущение, большей энергии чем те, у которых Дроп появляется немедленно после 32 такта.

Во-вторых, для того, чтобы хорошо продаваться, трек не должен быть сложным. Чем трек проще, тем больше вероятность, что слушатель примет его хорошо. Большинство треков, которые я загрузил, были простыми, и лишь несколько, были довольно сложными; но все треки хорошо сделаны и структурированы.

И наконец, в-третьих, популярная танцевальная музыка все ещё, стилистически разнообразна. Многие говорят, что в Топ 100 Битпорта есть только Future House или Big Room, но это, очевидно, не так. Некоторые жанры просто не попадают в Топ 100.

Заключение

Надеюсь, вы узнали что-то новое. По крайней мере, я надеюсь, что вы теперь знаете, что не обязательно надо делать что-то чрезвычайно уникальное, чтобы людям понравилось. Вполне нормально, создать Дип-хаус трек с темпом 122BPM в Ля-миноре, используя форму ABAB.

Я призываю вас самим изучать музыку. Не обязательно загружать Топ 100 Битпорта, но почему бы не проанализировать треки из вашей библиотеки? Проведите день или два изучая музыку, это принесёт вам больше пользы, чем вы можете себе представить.

Sam Matla (EDMProd)

Перевод Ян Миренский

Курс "Создание музыки" (Music Production) 07.10.2015