Кое-что о бочках

Попытаемся разобраться с тем как «устроена» бочка, из каких элементов она состоит
Бочка — один из самых громких звуков в электронной танцевальной музыке. Хорошая бочка может сделать разницу между треком, который звучит просто хорошо и треком, который доставляет настоящее, буквально физиологическое удовольствие. Продюсеры электронной танцевальной музыки тратят массу времени, пытаясь просто найти «правильный» звук.

Попытаемся разобраться с тем как ««устроена» бочка, из каких элементов она состоит. Это должно помочь вам принимать осознанные решения при выборе и синтезе бочки.

«Внутри» электронной бочки

Большинство бочек можно разложить на «атаку», «тело» бочки и иногда шума, придающего окраску и «дыхание». Вот как может выглядеть бочка в звуковых редакторах. На этих картинках мы можем разглядеть части отдельно.

Сначала, посмотрим на привычное отображение волноформы барабана — атака слева, а тело составляет большую часть звука правее. Шум здесь практически невидим.

Теперь, спектрограмма. Спектрограмма отображает частоту на вертикальной оси, и время по горизонтальной. Амплитуда соответствует цветной шкале справа — чем больше амплитуда, тем ближе к красному цвету. Слева мы видим атаку (зелёного цвета). В ней большое количество энергии занимает весь спектр. Шум — широкая синяя область — тянется через весь звук, но намного тише (и поэтому синего цвета, соответственно шкале) и наконец, низкочастотное тело бочки (тонкая зелёная линия внизу).

Теперь, та же бочка, но с фильтром HPF, который удалил большую часть низкочастотной энергии и теперь, мы можем разглядеть шум. Амплитуда здесь показана в логарифмической шкале, которая детальнее отображает низкоуровневые сигналы. Можно увидеть, что используется фильтр с небольшой крутизной спада — немного тела бочки все же, проходит через фильтр.

Усвоив эти три компонента (клик, тело и шум) вы можете понять, как лучше всего сконструировать новые, классно звучащие барабаны.

Тело бочки

В нашей деконструкции звука бочки, тело — та часть барабана, которая содержит большую часть акустической энергии: тяжёлый низкий удар. Эта часть бочки, должна хорошо сочетаться с басом и, хотя, акустически, тело наименее сложная часть, но она — очень важная.

Чаще всего, в электронной музыке, за исключением некоторых суперагрессивных звуков, для тела бочки используется синусоидальная волна.

Питч синуса модулируется резко спадающей огибающей. Таким образом, питч быстро понижается, пока не останавливается на низкой частоте (обычно между 40 и 60 Гц).

Скорость и контур этой огибающей и высота стартовой точки критически важны и определяют характер бочки.

У более жёстко звучащего барабана может быть чуть медленнее спадающая кривая или, возможно, более высокая стартовая точка питча. У более плотного электронного барабана могут быть высокие частоты, очень, спускающиеся очень быстро и огибающая достигает низких частот за несколько миллисекунд.

Стабильность низкой частоты может быть либо абсолютной — когда синус достигает низкой частоты и просто останавливается. Либо, как у 808 бочки, продолжает понижаться, но уже намного медленней.

Если питч останавливается, то появляется возможность настроить бочку на специфическую ноту — техника, в которой иногда есть смысл (зависит от каждого конкретного случая). Только у некоторых нот питч подходит для бочки, так как диапазон частот, в которых бочка звучит как бочка, довольно небольшой.

На супернизких частотах начинает теряться глубина — есть предел полезных низких частот, которые могут быть воспроизведены звуковыми системами. Самые хорошие звуковые системы и большие домашние спикеры будут работать приблизительно от 35 Гц.

С противоположной стороны, выше приблизительно 65 Гц, барабан перестаёт звучать как танцевальная бочка, теряет ударность и «пробивность» (punch).

  • C1 — 32.7 Гц
  • Db1 — 34.7 Гц
  • D1 — 36.7 Гц
  • Eb1 — 38.9 Гц
  • E1 — 41.2 Гц
  • F1 — 43.7 Гц
  • Gb1 — 46.2 Гц
  • G1 — 49.0 Гц
  • Ab1 — 51.9 Гц
  • A1 — 55.0 Гц
  • Bb1 — 58.3 Гц
  • B1 — 61.7 Гц

Атака

На аналоговых электронных драм-машинах атаки синтезируется очень просто. Часто — это просто щелчок, добавленный в начале тела барабана. Однако, так как теперь мы используем мощные компьютеры, мы можем делать звуки значительно более сложными.

Атака даёт щелчок, который «пробивает» микс. Для более жёстко звучащей бочки, в атаку можно добавить побольше низкой середины (примерно, в районе 300 Гц) и сделать её немного подлиннее. Для более мягкой, но все же плотной бочки, атака, скорее всего, должна быть покороче или в ней может быть меньше низкочастотной энергии.

Атакой может быть почти что угодно, например:
  • Очень короткий отрывок белого шума в несколько миллисекунд длиной (как в 909), или засемплированный импульс (как в 808).
  • Сильно скомпрессированный, искажённый том или барабан snare.
  • Для менее агрессивного звука может хорошо сработать просто хай-хет.

Шум

Можно добавить какой-нибудь шум такой же длины как барабан. Скорее всего, понадобится более высокочастотный шум, чтобы он не сливался и не мешал телу бочки.

Есть несколько техник, которые можно попробовать:

  • Лёгкое искажение на теле бочки, добавляет немного гармоник.
  • Небольшое добавление фильтрованного шума поверх бочки. Белый шум с HPF — хорошая отправная точка. Конечно, шум должен быть достаточно тихим.
  • Короткая реверберация, короткий дилей без фидбека, или ранние отражения тоже могут сослужить хорошую службу.
  • Опять же, все эти техники можно смешивать. Не существует какого-то единственно правильного способа.

Обработка и редактирование

Как только основные компоненты сделаны, можно приступать к последующей обработке звука. В первую очередь это:
  • Компрессия
  • Эквализация
  • Регулировка длины
  • Искажение

Если вы собираетесь эквализовать бочку, будьте осторожны с низкими частотами — EQ вносит изменения в фазу звука. Поэтому, сначала попробуйте вот что:

  • Неправильные низкие частоты? Сначала отрегулируйте громкость всей бочки, а затем поиграйте с громкостью атаки, чтобы получился правильный баланс. Если у бочки слишком много саба или наоборот, её хочется сделать потяжелее, измените её длину в меньшую или большую сторону, соответственно, либо отрегулируйте питч.
  • Слишком много середины? В BigKick, в меню EDIT вы найдёте три кнопки: Width (ширина), Cut (обрезание) и Time (время). С помощью регулирования этих параметров можно уменьшить громкость части бочки на позиции выбранной параметром Time. Это помогает прибрать середину в бочке не используя EQ.
  • Регулировка длины. Более длинные бочки звучат тяжелее. В некоторых жанрах требуется особенно плотный звук. Но следует избегать двух разных низких нот, играющих одновременно (как раз, это может быть бочка и бас). На громком звуке это будет звучать, скорее всего, грязно. Очень тщательно отслушайте бочку и бас в хороших наушниках — на небольших мониторах такой низкочастотной грязи может быть не слышно.
  • Есть два основных метода решения: сохраняйте ноты достаточно короткими, чтобы они не накладывались и не пересекались или используйте компрессор, срабатывающий от бочки, чтобы громкость баса уменьшалась в момент, удара бочки.
Made on
Tilda