Для некоторых начинающих продюсеров, это будет самым спорным советом из всех. Но для «настоящих студийных крыс», это один из самых глубоких уроков, понимание которого приходит с опытом. Удивительно, как много новичков и любителей игнорируют эту рекомендацию! Для тех же, кто примет этот совет, он окажется самым полезным!
Следует учитывать, что многие современные «студийные» мониторы (и микрофоны, кстати) спроектированы так, чтобы выиграть так называемый «sip test», то есть тест основанный на одном глотке. И хотя, такие мониторы сразу производят впечатление своим «кайфовым» звуком, они не помогут достичь адекватного звучания при музыкальном производстве.
«Sip Test»
Рассмотрим этот феномен на примере «Pepsi Challenge». Компания PepsiCo начала рекламную кампанию в борьбе за рынок с Coca-Cola. Пепси организовала серия вкусовых тестов безалкогольных напитков, которая, казалось бы, окончательно доказала, что американцы предпочитают Пепси-Колу больше, чем Кока Колу. Трюк был в том, что в Пепси-Коле больше сахара и она более сладкая, чем Кока-Кола.
Эта рекламная кампания сделала Пепси серьёзным соперником и Кока-Коле пришлось подвинуться на рынке. Однако, потом специалисты предоставили доказательства того, что ошеломляющий успех Пепси, по-сравнению с Кока-Кола в этих тестах, был не доказательством реального предпочтения потребителей, а скорее, результатом некорректной природы самого метода «sip test» т. е., теста одного глотка.
Исследования показали, что если предлагается быстро попробовать по одному глотку, то испытуемым нравится, как правило, более сладкий вариант из двух — даже если обычно, они предпочитают менее сладкий напиток. Но существует большая разница между первым глотком газировки и выпитой до дна баночкой. То, что тестируемые выбирают более сладкий напиток после одного глотка, не значит, что они предпочтут покупать домой целую упаковку.
В Кока-Кола поняли это на собственном горьком опыте, когда разработали и запустили в продажу «New Coke» — напиток переделанный так, чтобы приблизиться к успеху Пепси в «тесте одного глотка». Результаты были катастрофическими для Кока-Колы — продажи беспрецедентно упали и доверие потребителей пришлось долго восстанавливать.
Это урок, который не стоит забывать и в мире студийного звука. Также, как потребители предпочитают более сладкий напиток из двух в быстром «тесте одного глотка», рядовой слушатель предпочтёт более громкий или более «пробивной», яркий и низкий звук из двух источников в коротком тесте вне контекста. Низы, верха и громкость — это сахар для наших ушей.
Есть много причин, почему мониторы, которые, как может показаться на первый взгляд, звучат «хорошо», в итоге могут ввести нас в заблуждение. Их звук может быть нечестным и раздутым, и в лучшем случае это усыпит нас ложным чувством безопасности (хорошо же звучит!), а в худшем, может увести нас полностью в неверном направлении.