Выбор мониторов

Мониторы - это единственная материальная связь с музыкой, которую мы записываем

Большая распродажа курсов в Аудиошколе DJ Грува

В честь майских праздников мы подготовили интенсивы по сниженной цене, а так же супер скидку на дневные группы курса Диджеинг — цена снижена до 14 900 рублей. Не упустите свой шанс!
Мониторы — это единственная материальная связь с музыкой, которую мы записываем. А значит, мониторы (мониторная система) — более важны, чем любой другой элемент в производстве музыки, кроме, конечно, нашего разума и сердца. Мониторы определяют — что мы слышим, а что нет и в каких пропорциях.

Для обычного слушателя процесс выбора динамиков довольно прост — расставляем в одном помещении несколько пар мониторов, слушаем музыку, которую любим и знаем, и выбираем из них ту пару, которая больше всего нравится, исходя из своего бюджета. Затем, идём домой и бесконечно наслаждаемся своей музыкальной коллекцией.

Но для продюсеров, инженеров и музыкантов, которые себя записывают, всё не так просто. Есть несколько не очевидных принципов, касающихся выбора мониторов для записи и микширования. Некоторые из этих правил весьма парадоксальны и могут показаться нелогичными.

Будьте подозрительны к любым мониторам, которые звучат «хорошо» (которые нравятся вам по звуку)

Для некоторых начинающих продюсеров, это будет самым спорным советом из всех. Но для «настоящих студийных крыс», это один из самых глубоких уроков, понимание которого приходит с опытом. Удивительно, как много новичков и любителей игнорируют эту рекомендацию! Для тех же, кто примет этот совет, он окажется самым полезным!

Следует учитывать, что многие современные «студийные» мониторы (и микрофоны, кстати) спроектированы так, чтобы выиграть так называемый «sip test», то есть тест основанный на одном глотке. И хотя, такие мониторы сразу производят впечатление своим «кайфовым» звуком, они не помогут достичь адекватного звучания при музыкальном производстве.

«Sip Test»
Рассмотрим этот феномен на примере «Pepsi Challenge». Компания PepsiCo начала рекламную кампанию в борьбе за рынок с Coca-Cola. Пепси организовала серия вкусовых тестов безалкогольных напитков, которая, казалось бы, окончательно доказала, что американцы предпочитают Пепси-Колу больше, чем Кока Колу. Трюк был в том, что в Пепси-Коле больше сахара и она более сладкая, чем Кока-Кола.

Эта рекламная кампания сделала Пепси серьёзным соперником и Кока-Коле пришлось подвинуться на рынке. Однако, потом специалисты предоставили доказательства того, что ошеломляющий успех Пепси, по-сравнению с Кока-Кола в этих тестах, был не доказательством реального предпочтения потребителей, а скорее, результатом некорректной природы самого метода «sip test» т. е., теста одного глотка.

Исследования показали, что если предлагается быстро попробовать по одному глотку, то испытуемым нравится, как правило, более сладкий вариант из двух — даже если обычно, они предпочитают менее сладкий напиток. Но существует большая разница между первым глотком газировки и выпитой до дна баночкой. То, что тестируемые выбирают более сладкий напиток после одного глотка, не значит, что они предпочтут покупать домой целую упаковку.

В Кока-Кола поняли это на собственном горьком опыте, когда разработали и запустили в продажу «New Coke» — напиток переделанный так, чтобы приблизиться к успеху Пепси в «тесте одного глотка». Результаты были катастрофическими для Кока-Колы — продажи беспрецедентно упали и доверие потребителей пришлось долго восстанавливать.

Это урок, который не стоит забывать и в мире студийного звука. Также, как потребители предпочитают более сладкий напиток из двух в быстром «тесте одного глотка», рядовой слушатель предпочтёт более громкий или более «пробивной», яркий и низкий звук из двух источников в коротком тесте вне контекста. Низы, верха и громкость — это сахар для наших ушей.

Есть много причин, почему мониторы, которые, как может показаться на первый взгляд, звучат «хорошо», в итоге могут ввести нас в заблуждение. Их звук может быть нечестным и раздутым, и в лучшем случае это усыпит нас ложным чувством безопасности (хорошо же звучит!), а в худшем, может увести нас полностью в неверном направлении.

Миксы имеют тенденцию звучать противоположно тому, как звучат ваши мониторы.

Если вы хотите добиться жирного, низко звучащего микса, худшее что вы можете сделать, — это купить мониторы, которые уже именно так и звучат, сами по себе. Это также относится и к случаю, если вам нравятся записи, звучащие ярко и возбуждающе (exciting). Если вы купите мониторы, которые уже сами по себе звучат ярко, то поверьте, миксы на них будут получаться тусклыми, безжизненными и плоскими.

В идеале, у хороших студийных мониторов должен быть очень хороший баланс низ-середина-верх. Но имейте ввиду, что даже самые лучшие мониторы так или иначе, будут окрашивать звук. Пусть и немного, но будут! Поэтому рекомендация будет такая: вместо того, чтобы покупать мониторы, на которых вам нравится, как звучат ваши миксы, следует выбрать такие мониторы, которые, наоборот, будут вас уводить от постоянно встречающихся у вас промахов в сведении. Надеюсь, что вы сами уже знаете свои наиболее частые ошибки.

Если ваши миксы звучат тускло, завуалированно и недостаточно ярко, когда вы их слушаете где-то ещё, то вам помогут мониторы, звучащие более глухо. Они заставят вас делать миксы более яркими, более четкими и более, если хотите, наглыми. И наоборот, если миксы звучат тонко, ярко, как жестянка, когда вы его слушаете в других местах, то лучше купить мониторы, звучание которых, само по себе, более яркое. Это поможет вам избежать промахов из-за чрезмерных высоких частот при микшировании, потому что, не будет искушения слишком сильно акцентировать верхний диапазон.

Если ваши миксы звучат мрачно, грязно и слишком переполнено «захламленно» в среднечастотном диапазоне (это наиболее часто встречающаяся проблема у новичков), вам нужны мониторы, которые выделяют, немного выпячивают средние частоты.

Небольшие мониторы могут помочь добиться глубокого, низкого, и даже огромного звука

Причин того, что Yamaha NS-10 или Auratone Sound Cubes можно найти почти в каждой серьёзной студии в последние 40 лет довольно много. Первая и наиболее значительная причина, это то, что они заставляют вас сфокусироваться на душе всех записей. Это — СРЕДНЕЧАСТОТНЫЙ ДИАПАЗОН.

Средние частоты — это, как раз тот диапазон, где происходит волшебство. То, что происходит здесь — это именно то, что заставляет слушателей притоптывать ногами в ритм, трясти головой, подпевать и вызывает «мурашку».

Вместо того, чтобы тратить большое количество времени на любование тем как бухают и сверкают ваши миксы, лучше сразу сфокусироваться на сердце и душе — средних частотах вашей записи. Это поможет вам как в миксе, так и в сочинении музыки, и аранжировке. Если среднечастотный диапазон звучит хорошо и сбалансированно, то низы и верха можно будет отстроить намного быстрее. Наоборот бывает очень редко.

Но как же тогда работать с низом?
Хотя в среднечастотных моделях мониторов, таких как Auratone и Yamaha NS-10, мало низа, бас, который они воспроизводят очень аккуратный. Их низ лишён проблем низкочастотных резонансов, которые досаждают в большинстве сравнимых по цене мониторов с фазоинвертерами. Многие производители дешёвых мониторов встраивают в них плохо спроектированные фазоинвертеры, которые дают впечатление более глубокого частотного отклика и обманывают слушателей иллюзией громоподобного низа.
Но маркетологи часто дают обещания, которые не могут исполнить, а правда состоит в том, что если низ не аккуратный, то лучше, чтобы его вообще не было. Это вторая веская причина, почему мониторы типа Auratones и NS-10 остаются в студиях десятилетия. Вот почему маленькие широкодиапазонные динамики лучший выбор для домашних продюсеров и музыкантов, чем более большие, но сомнительные модели. Это правило верно вдвойне для тех у кого комната акустически не подготовлена и не скорректирована.

Auratones и NS-10 всё ещё достаточно доступны, несмотря на то, что уже давно сняты с производства. Но для тех, кто предпочитает более современные решения, тоже есть из чего выбрать. Avantone и Behringer делают копии оригинальных Auratone — Avantone MixCube и Behritone C50A или C5A. Но это маленькие мониторы с «маленьким» звуком и скорее всего больше пригодны как вторая пара (так называеиый «shit control»), для проверки того, как ваши миксы будут звучать на небольшом звуке. Если говорить о более широкополосных мониторах с бОльшим низом, то можно порекомендовать следующие модели:

Focal Professional Solo6 Be и Twin6 Be. Также, можно рассмотреть более бюджетную серию CMS, но это компромисс.
Neumann KH120
Yamaha MSP5 Studio и MSP7 Studio
Mackie HR624 и HR824

Также, такие компании как ADAM и Dynaudio делают маленькие модели с фазоинверторами, но правильно сделанными и хорошо расчитанными, поэтому они могут использоваться как основные мониторы ближнего поля даже в студиях мирового класса.

Одного всегда недостаточно

Не поймите неправильно: большие, аккуратно звучащие студийные мониторы могут быть очень полезными. Но в идеале, хорошо бы иметь 2−3 пары мониторов, и, конечно хорошо знать, как они звучат. К сожалению, это не всегда возможно в домашних условиях.

Тем не менее, независимо от того, подбираете ли вы вторую пару мониторов, или ищете первую, всегда помните следующие вещи:
  1. Опасайтесь красиво звучащих мониторов
  2. Выбирайте мониторы по тому, какое влияние они оказывают на ваши миксы, а не по тому, как они звучат
  3. Никогда не тратьте деньги на большие, но плохо рассчитанные и плохо сконструированные мониторы, если альтернативой им являются небольшие, но «верные» — именно они помогут вам достичь хорошо звучащих миксов.
Made on
Tilda